ПЕТИПА МАРИУС МАРИУСОВИЧ

(1850-1919)

 

Мариус Мариусович Петипа - драматический актер, родился в 1850 году. Окончил курс в Санкт-Петербургском коммерческом училище; на сцене с 1871 года, сначала в провинции. С 1875 по 1888 год работал в Александринском театре. Это был период, когда на сцене Александринки властвовала оперетта, и Мариус Мариусович, обладая неплохими вокальными данными, с успехом исполнял роли Анжа Питу («Дочь рынка»), Пигмалиона («Прекрасная Галатея») и др. Позже М. М. Петипа обратился к драматическим ролям. Он блистал в образах первых любовников, фатов и резонёров. Но в 1886 году у него возникли недоразумения с дирекцией, и через какое-то время ему пришлось выйти в отставку и, покинув императорскую сцену, вновь работать в провинции. С ним вместе работала и его супруга драматическая актриса Лидия Петровна Петипа (урождённая Евстафьева).

Затем работал в частных театрах, как провинции, так и в Москве: в 1886 году становится режиссёром и главным администратором в Ораниенбаумском театре; в сезон 1890/1891 в театре Е. Н. Горевой в Москве. В августе 1893 года вместе с супругой выступал в г. Екатеринодаре (в числе пьес  была поставлена трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта»), отмечая актерское мастерство Петипа М.М. газета Кубанские областные ведомости писала: «Такого блестящего исполнения екатеринодарцам давно уже не приходилось видеть». В 1915/1917 гг. в Камерном театре. В конце 1916 года Петипа М.М. поставил на сцене Камерного театра пьесу Сэма Бенелли «Ужин шуток».

С приходом к власти большевиков Мариус выехал на юг, что поставило его в новые условия существования. При поддержке Екатеринодарского отделения Русского музыкального общества (РМО) он в конце 1918 года уже начал давать платные уроки сценического искусства в г. Екатеринодаре для всех желающих, о чем сообщалось в областной прессе. Умер в 1919 году и был похоронен в Армавире.

          Роли, которые Петипа М.М. исполнял в театре:

1879 — «Дикарка» А. Н. Островского — Вершинский

1880, 1890 — «Дон Жуан» Мольера — Дон Жуан

1881 — «Блажь» А. Н. Островского — Баркалов

1882 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Бакин

1883 — «Красавец-мужчина» А. Н. Островского — Окоёмов

1883, 1890, 1915 — «Женитьба Фигаро» Бомарше — Фигаро

1877— «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин

1884 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов

1885 — «Не от мира сего» А. Н. Островского — Кочуев

«Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков

«Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Сирано

«Много шума из ничего» Шекспира — Клавдио

1889 — «Дон Карлос» Шиллера — Поза

1915 — «Тартюф, или Обманщик» — Тартюф (Театр «Эрмитаж»)

«Гувернер» В. А. Дьяченко — Жорж Дорси

«Ромео и Джульетта» Шекспира — Меркуцио.

 

Биографический словарь. М., 2000; Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 М.: Советская энциклопедия, Нежин Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл. (стб. 327-328); Кубанские областные ведомости. 1893. 25, 28 авг.; Вольная Кубань. 1918. № 118. С. 4.