Спектор Гиригорий Владмирович (19.01.1926) Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1986) Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996) Режиссёр-постановщик Краснодарского театра оперетты
Родился в Тифлисе (Тбилиси, Грузия). Юность и театральное становление пришлись на годы Великой Отечественной войны[1]. После окончания режиссёрского факультета ГИТИСа им. А. В. Луначарского в г. Москве (курс М. О. Кнебель)[2] приехал работать в Краснодарский театр музыкальной комедии сначала режиссёром, а потом главным режиссёром. Первым спектаклем, поставленным на сцене краснодарского театра Спектором Г. В., был спектакль «Голубой гусар» Н. Рохманова. После дебюта он представил на суд зритетелей еще множество театральных работ: «Сорочинская ярмарка» (1952), «Кето и Котэ» (1952), «Табачный капитан» (совместно с Ф. Ф. Ковровским, 1953), «Роза ветров» (1953), «Огоньки» (1953), «Перикола» (1953), «Фиалка Монмарта» (1954), «Холопка» (1954), «У нас на Кубани» М. Киракосова (первый спектакль на кубанскую тему, 1954), «Золотая долина» (1955), «Роз-Мари» (1955), «Принцесса цирка» (1956), «Фраскита» (1956). В 1956 году Г. В. Спектор покидает Кубань и работает с 1956 по 1959 год - режиссёром Московского театра им. М. Н. Ермоловой, с 1959 по 1965 год - в Томском музыкальном театре, с 1965 по 1966 год - в Петрозаводском музыкальном театре, с 1966 по 1968 год - в Московском театре оперетты. В 1968 году возобновляет сотрудничество с Краснодарским театром оперетты и «впервые в стране ставит оперетту «Настоящий аристократ» А. Сирмаи и К. Бакони, по собственному либретто (в соавторстве с Ю. Шишмониным)»[3]. На протяжении более двух десятилетий Г. В. Спектор был режиссёром ведущих театров бывшего СССР и России. Он поставил свыше 110 драматических и оперных спектаклей[4], автор текстов многих оперетт, музыкальный обозреватель газет и журналов. С 2007 года работал преподавателем режиссуры на музыкальном факультете ГИТИСа.
Театральные работы Г. В. Спектора «За горизонтом» И. Гайденко (1950); «Роза ветров» Б.Ф. Мокроусова (1954); «Фраскита» Ф. Легара (1957); «У нас на Кубани» М.Н. Киракозова (1954); «Всадник без головы» по Майн Риду (1957); «Дикари» С.В. Михалкова (1958, впервые); «Барабанщица» А.Д. Салынский (1958); «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве (1962); «Гамлет» У. Шекспира (1963); «Интервенция» Л.И. Славина (1964); «Иркутская история» А.Ф. Вулых (1973); «Близнецы» Ф. Шуберта (1974); «Настоящий аристократ» В. Сирмаи (1975); «Соль» Н.В. Богословского (по рассказу И.Э. Бабеля, 1981); «Виолинка» А.В. Кулыгина (1982); «Весёлая вдова» Ф. Легара (1983); «Иоланта» П.И. Чайковского (1983); «Чакка» А.Г. Васильева (1984); «В бурю» Т.Н. Хренникова (1986); «Бедный матрос» Д. Мийо (1988); «Любовь и переполох» Г.С. Максимова (1989); «Королева чардаша» И. Кальмана (1989); «Как вернуть мужа» В. Ильина, В. Лукашова (1989); «Ресторан мадам Дювалье» М. Самойлова (1990); «Бабий бунт» Е.Н. Птичкина (1992); «Чёртова невеста» Е.Н. Птичкина (1994); «Холопка» Н.М. Стрельникова (Познань, Будапешт)[5].
[1] Электронный ресурс: https://www.kino-teatr.ru дата обращения 24.07.2019 [2] Колесников А. Г. Оперетта в Краснодаре. Летопись творческого пути. Воспоминания. Библиография. М., 2005. С. 167. [3] Там же. [4] Электронный ресурс: https://www.kino-teatr.ru дата обращения 24.07.2019 [5] Электронный ресурс: https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/386346/bio/ дата обращения 24.07.2019 |