Провоторов Николай Сергеевич (31.07.1918-16.02.1975) Народный артист РСФСР (1971) Заслуженный артист РСФСР (1957) Заслуженный артист Татарской ССР (1954) Лауреат Государственно премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1971)
Провоторов Николай Сергеевич родился в деревне Пальная, Бугульминского уезда, Самарской губернии 31 июля 1918 года. В 1936 году окончил Чистопольскую школу-десятилетку. С 1936 по 1939 год учился в Казанском институте инженеров коммунального строительства, с 1939 по 1941 год работал артистом Казанского ТЮЗа. С 1941 по 1943 год учился в Сибирском автодорожном институте в г. Омске, и был артистом Омского областного драматического театра. С 1943 по 1950 год работал в Ульяновском областном драматическом театре, с 1950 по 1952 год - в Московском государственном драматического театре имени Моссовета, с 1952 по 1963 год - артистом и режиссером в Казанском государственном Большом драматическом театре имени В.И. Качалова, с 1963 по 1968 год работал в Ростовском государственном драматическом театре имени М. Горького, а с 1968 по 1975 год в Краснодарском краевом драматическом театре имени М. Горького. За время работы в Краснодарском драматическом театре имени М. Горького Н.С. Проворотов стал одним из ведущих и интереснейших мастеров сцены «Актер высокого интеллекта, вдумчивый и требовательный к своему творчеству, большого сценического обаяния»[1]. «Образ Владимира Ильича в исполнении Проворотова – это замечательное явление в советском театре. Артисту удалось не только интонационное своеобразие речи Ильича, что конечно, тоже существенно, но и избегнуть каких бы то ни было специфически театральных ритмов и интонаций – удивительна простота игры Проворотова! Очень помогло Проворотову то, что несколько лет назад в содружестве с режиссёром Е. Простовым он создал образ Володи Ульянова в пьесе И. Попова «Семья». Тогда актер от изучения облика взрослого Ленина шел к юному Ульянову. Теперь образ В.И. Ленина в «Третьей, патетической создавался увереннее и ограниченнее. Наиболее сильным в игре Проворотова является сочетание двух ленинских качеств – силы мысли и простоты, душевности. Обаяние проворотовского Ленина – это обаяние интеллекта. Ленин думающий, Ленин радующийся, Ленин страдающий, Ленин ищущий решение, ищущий точное выражение своей мысли, а не выступающий с готовыми формулами, - таков великий вождь в исполнении Проворотова. …»[2]. Как писали современники, когда играет Н.С. Проворотов, зрители забывали, что перед ними актер. Ему удавалось впечатляюще раскрыть переживания и раздумья своего героя.
Театральные работы Н.С. Провоторова: «Рассвет над Москвой» А. Сурова, «Модная лавка» И. Крылова, «Забавный случай» Гольдони и «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега - в Московском театре им. Моссовета. Петр («Мещане» М. Горького) и Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского) - Ульяновский театр. Муса Джалиль («Бессмертная песнь» Р. Ишмурата) - Казанский Большой драматический театр. Давыдов («Поднятая целина» по М. А. Шолохову) и Литвинов («На диком бреге» по Б. Н. Полевому) - Ростовский-на-Дону театр.
Краснодарский театр: Ленин - «Незабываемые годы» Н. Погодина. Питирим - «Старик» М. Горького. Председатель колхоза Плетнев - «Солдатская вдова» Н. Анкилова. Академик - «Единственный свидетель» А. и П. Тур. Виктор - «Варшавская мелодия» Л. Зорина. Яков - «Яков Богомолов» М. Горького. Ленин - «Третья патетическая» Н. Погодина. Будулай - «Цыган» по А. В. Калинину. Бармин - «Человек и глобус» В. В. Лаврентьева[3].
[1] ГАКК. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 266. Л. 1. [2] Сечин В. Перемена//Театр. 1959. №5. ГАКК. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 266. Л. 1-2. [3] Электронный ресурс: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/242743/bio/. Дата обращения 12.09.2019. |