НОВОРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ИМ. В.П. АМЕРБЕКЯНА
Театральное любительское искусство на Кубани – одно из самых распространенных и разнообразных по видовым жанрам. Это драматические коллективы, театры юного зрителя, театры-студии, кукольные, музыкальные театры. Целую группу составляют театры малых форм, куда можно отнести авторские театры, театры эстрадных миниатюр, шоу-театры, театры костюма. Театры чтеца и коллективы художественного слова.
В ХХ веке на Кубани всплеск активности театрального движения пришелся на 50–60-е годы. Многие коллективы, возникшие в то время, продолжают работать и сейчас. Среди них – Новороссийский народный драматический театр.
Самодеятельное театральное искусство занимает совершенно особое место в духовной и культурной жизни Новороссийска. Всего через год после окончания ВОВ в газете «Новороссийский рабочий» от 10.03.1946 появилась статья, в которой был поднят вопрос о постоянной театральной труппе:
«С каждым месяцем преображается лицо нашего города. Получая большую и многогранную помощь партии и правительства, новороссийцы отстраивают и реконструируют разрушенный немецкими фашистами город-порт. Непрерывно растет население города, укрепляются организационно и набирают силу культурные учреждения. И по мере благоустройства города, по мере улучшения жизненных условий населения растут и культурные запросы новороссийцев. Вполне естественно, что новороссийцы не могут пользоваться одним кинотеатром и клубной художественной самодеятельностью. Они хотят смотреть на сцене художественно сильные, волнующие пьесы в исполнении творчески спаянного коллектива профессиональных артистов. Новороссийск никогда не имел своего постоянного театра».
В 1959 году Советский союз вступил во всемирную организацию «Международный театральный институт» при ЮНЕСКО. Городской комитет партии поставил задачу: собрать, воссоединить все самодеятельные драмкружки, которые были почти в каждом клубе, в единый творческий коллектив. Занимался этим делом Иван Харлампиевич Кузнецов, руководивший отделом культуры горисполкома, а затем долгие годы работавший директором театра.
Постановочная часть была поручена Вере Анатольевне Корчан, бывшей актрисе киевского драмтеатра, награжденной боевыми медалями за участие в концертной деятельности на фронте; она и поставила первый спектакль по пьесе Е. Бондаревой «Чайки над морем»[1]. В газете «Новороссийский рабочий» от 03.10.1959 появилась статья, посвященная этому событию:
«Состоялось торжественное открытие новороссийского городского драматического театра народного творчества. Зрительный зал клуба им. Дзержинского заполнен до отказа. На авансцене – участники первого спектакля. Это артисты народного театра, созданного в нашем городе на базе драматических коллективов горкома профсоюза работников культуры и управления «Азгеррыбхолодфлот».
В 1960 году на краевом смотре народных театров коллектив Новороссийского народного театра занял 1-е место, показав спектакль Г. Вольнова «Человеком называться мало». Еще более высокую оценку коллектив заслужил на Всероссийском смотре, проходившем в 1961-1962 годах – за осуществление постановки «Кремлевские куранты» по пьесе Н. Погодина театр был награжден дипломом I степени Министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества[2].
В 1961 году театр возглавил воспитанник театрального училища им. Б. В. Щукина Павел Егорович Ширшов – дерзкий, ищущий, талантливый режиссер. Театральная деятельность обрела в связи с его появлением еще больший размах. Спектакли, поставленные П. Ширшовым, отличались глубиной содержания и яркостью формы. Ему удалось создать атмосферу всепоглощающего коллективного творчества, добившись при этом исполнительности и дисциплины, которые зачастую отсутствуют в любительских театрах. Труппа театра состояла из людей самых разных специальностей: судоремонтники, портовики, цементники, литейщики, врачи, учителя, юристы, студенты – всего более 70 человек. Но самым поразительным был репертуар театра. Помимо пьес советских авторов: В. Розова, Л. Митрофанова, Д. Ковалева, театр обратился к творчеству Б. Брехта, поставив пьесу «Страх и отчаяние в третьей империи», объединяющей сцены из трех пьес: «Карьера Артуро Уи», «Страх и отчаяние в третьей империи» и «Мамаша Кураж и ее дети». Этот факт нашел отражение даже во всесоюзной прессе. Журнал «Театральная жизнь» отметил работу труппы:
«Новороссийцы вместе с режиссером П. Ширшовым, художником Т. Меньшиковой и композитором А. Шандаровым создали публицистически острый и яркий спектакль»[3].
Но ведущей темой постановок новороссийского народного драматического театра стали жизнь, борьба и победы советского народа.
Немало лет своей творческой жизни театр отдал Лениниане. Ширшов мыслил самыми широкими категориями, не только завершив осуществление постановки трилогии Н. Погодина о Ленине («Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья политическая»), но и поставив «Шестое июля» М. Шатрова. Подбор такого репертуара заставлял очень ответственно подходить к творческому процессу, к выбору актеров. Режиссер театра подчеркивал, что «наличие в коллективе самодеятельного артиста Василия Козлова, успешно дебютировавшего в роли В. И. Ленина, позволило осуществить мечту о постановке погодинской Ленинианы»[4].
В 1965 году театр получил приглашение в Москву участвовать во Всероссийском смотре художественной самодеятельности. На сцене Кремлевского театра новороссийцы показали «Человек с ружьем» и стали лауреатами смотра, а исполнители главных ролей В. М. Козлов и В. А. Поляков – заслуженными работниками культуры РСФСР.
В 1967 году Новороссийский театр принимал участие во Всесоюзном фестивале самодеятельных театральных коллективов в Москве.
Декада самодеятельного театрального искусства СССР была первой из заключительных показов фестиваля. В течение 10 дней на лучших театральных сценах столицы демонстрировали свое искусство более 30 народных театров и драматических коллективов всех союзных республик. Новороссийский народный театр был удостоен высокой чести открыть заключительный показ фестиваля спектаклем по пьесе м. Шатрова «Шестое июля». За эту работу театр был награжден дипломом Большой медалью лауреата фестиваля I степени.
Большую поддержку режиссеру оказал коллектив театра, состоящий из людей, бесконечно преданных искусству. Старшее поколение передавало свой сценический опыт молодежи.
В 1964 г. при театре была организована театральная студия, в основу работы которой легла программа Московского театрального училища им. Б. Щукина (она работает до сих пор). Прием в студию происходит в два тура, поступающие читают прозу, стихотворение и басню, показывают этюды. Отбор осуществляется членами театрального бюро в первом туре, главным режиссером и худсоветом – во втором туре. В программу студии входят мастерство, сценическая речь, история театра, музыка, ритм, танец, пластика, грим.
При театре со дня его основания функционирует бюро театра, которое выбирает и утверждает репертуар, решает организационные и дисциплинарные вопросы, выпускает спектакли, принимает в состав труппы, помогает режиссеру, проводит учебно-воспитательную работу с коллективом[5].
Уже в 1972 году театр был удостоен премии кубанского комсомола им. Н. Островского за спектакли «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие» и «Вечный огонь».
В 1973 году театр осуществил постановку спектакля по роману Ф. Гладкова «Цемент». Первыми зрителями нового спектакля стали новороссийские цементники. Премьера состоялась в день вручения коллективу комбината Новоросцемент Юбилейного почетного знака.
С этим спектаклем, участвуя во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности 1972-1973 годах в честь 50-летия образования СССР, коллектив попал в число 19 лучших народных театров и был приглашен выступать в Москве.
Журнал «Театр» писал: «Достоинства спектакля «Цемент» бросаются в глаза сразу же – это его высокий профессиональный уровень, яркое образное решение, точная ритмическая партитура. Но именно «Цемент» заставляет задуматься о перспективах развития народных театров. Не случайно Новороссийский народный театр выполняет в городе функции городского».
Газета «Советская культура»: «Говорят, что любовь надо заслуживать, что ее нельзя запланировать и регламентировать. Но разве мог бы Новороссийский народный театр столь успешно работать, если бы не эти счастливые совпадения – любовь и деятельная помощь города, профессионализм и стабильность руководства»[6].
В 1979 году общественность города торжественно отметила 20-летие основания народного театра.
Для некоторого народного театра стал отправной точкой в искусстве: А. Михайличенко – заслуженный артист РСФСР, актер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, А. Тимушков играл в Таллиннском русском драматическом театре, С. Севастьянова – в Таганском театре драмы, В. Потемкин – ленинградский искусствовед. Пришла талантливая молодежь: В. Елкин, Л. Кононенко, О. Ананян, Е. Бородина, А. Нилов, Е. Кушпель. В этот период ставятся: «Доходное место», «Вечер старинного русского водевиля», «Дорогая Елена Сергеевна», «Дуэль», «Невеста из Имеретии», «Рядовые», «Дом». В конце 80-х – 90-х годов сильно изменился состав труппы и репертуар народного театра. В этот период были поставлены «Собачье сердце» Булгакова, «Удар» Розова. «Трибунал» Войновича, «Мать Иисуса» Володина, «Западня» Золя и др. Главной заслугой Амербекяна в этот период являлось то, что он не только сохранил народный театр, но и воспитал целую плеяду молодых постановщиков. Наступление нового тысячелетия было омрачено для народников уходом из жизни В. П. Амербекяна, имя которого было присвоено театральному коллективу по решению администрации города.
В 2000 году театр возглавила Светлана Ивановна Титова, через год – Анатолий Николаевич Нилов, неизменный режиссер-постановщик театрализованных программ, городских праздников, официальных торжеств и музыкальных фестивалей.
30 октября 2009 года в Гортеатре торжественно отметили 50-летие Новороссийского народного драматического театра. Этот вечер был посвящен человеку, имя которого носит коллектив, человеку, который 30 лет руководил народным театром – Владимиру Петровичу Амербекяну.
В мае 2010 года театр принял участие в московском международном телевизионно-театральном фестивале «Этот День Победы…», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для участия в фестивале в Москву приглашаются театры из городов-героев, поставившие в 2007-2010 годах спектакли в связи с 65-летием победы в ВОВ, на темы, отвечающие содержанию и духу этой славной даты. Также в фестивале участвуют телевизионные студии этих городов с телеспектаклями и телевизионными версиями театральных спектаклей. Среди участников фестиваля Новороссийск был единственным городом, который был представлен любительским театром со спектаклем «Прощай, конферансье» по пьесе Г. Горина
Среди имен актеров, которые радуют сегодня своим творчеством новороссийцев, можно назвать такие новые, яркие имена, как Игорь Рябов, Людмила Козино, Мария Бауткина, Елена Пручай, Евгений Осьмуха и другие. Встречи с ветеранами театра: Марией Сахарчук, Ниной Юриной, Владимиром Тебенко, Еленой Шмелько ждут новороссийские зрители.
Потребность новороссийцев в театре не угасла за первые 50 лет его существования. Будем надеяться, что нынешнее сценическое поколение не даст угаснуть ей и впредь.
[1] Буклет «50 лет Новороссийскому народному драматическому театру имени Владимира Амербекяна», стр.9
[2] Буклет «Новороссийский народный театр», 1965 г. стр. 6
[3] Буклет «50 лет Новороссийскому народному драматическому театру имени Владимира Амербекяна», стр. 12
[4] Буклет «Новороссийский народный театр», 1965 г. стр. 7
[5] Газ. «Новороссийский рабочий» от 28.02.1970
[6] Буклет «Новороссийский народный театр», 1984 г. стр.21