Белоусова Евгения Михайловна

(10.03.1925-06.07.2018)

Заслуженная артистка России, солистка Краснодарского театра оперетты

 

Родилась на Псковщине, когда ей было три года вместе с родителями переехала в г. Ленинград, где занималась в балетной студии и хоре районного дома культуры, а чуть позже стала участницей ансамбля дворца пионеров, которым руководил И. О. Дунаевский. Во время Великой Отечественной войны Е. М. Белоусова оказалась на оккупированной территории в деревне под. г. Порховым. Для борьбы с фашистскими оккупантами она вступила в партизанский отряд. Во время одного из заданий в 1944 г., была схвачена немцами, но чудом осталась жива и бежала из фашистского плена. Впоследствии была репрессирована оказавшись в Воркутинском лагере (ГУЛАГ), где пробыла 10 лет. Как писала, в своих статьях Заслуженный журналист России Л. Д. Ветрова, годы, проведенные в воркутинском лагере не сломили девушку, именно здесь она прошла свои «первые университеты». В лагере Евгения Михайловна Белоусова оказалась среди подвергшихся репрессиям представителями театрального и музыкального искусства, гг. Москвы и Ленинграда. Здесь же она выступала в ансамбле заключенных, а за тем в знаменитом воркутинском театре, в котором выступали в то время знаменитый баритон Борис Дейнека, пианистка Тамара Юнгфер, артистка мюзик-холла Валентина Токарская.

После освобождения из лагеря в январе 1954 года  Е. М. Белоусова оказалась в г. Москве на «Ярмарке актеров», где ее заметил директор краснодарского театра музыкальной комедии Адроник Александрович Исагулян и пригласил ее в г. Краснодар.

В 1954 году Е. М. Белоусова дебютировала на сцене краснодарского театра музыкальной комедии в оперетте «Вольный ветер» в роли Стеллы.

На сцене краснодарского театра молодая актриса училась ансамблевой игре, здесь «рождались» ее новые роли Катерины в «Розе ветров» Б. Мокроусова, Анастасии в «Холопке» Н. Стрельникова, и конечно ее главная роль графини Марицы в одноименной оперетте И. Кальмана.

Роли классического репертуара помогли сформировать Е. М. Белоусову как профессионала сцены, особенно это было хорошо заметно при исполнении роли Сильвы. Как отмечала Заслуженный журналист России Л. Д. Ветрова, «Одинаково нашла она краски для первого акта, рисуя Сильву чистой, целомудренной девушкой, и для второго, где героиня становится волевой, дерзкой, и, наконец, Сильва – страдающая и Сильва, искрящаяся счастьем в заключительном акте действия спектакля».

В 1960-е годы Е. М. Белоусова участвует сразу в трех спектаклях «Кубанские ласточки» Г. Плотниченко, музыкальной комедии «Где-то на юге» Я. Верховского и оперетте «Фраскита» Ф. Легара.

В 1961 году в коллекции вин завода Абрау-Дюрсо появился новый сорт марочного вина «Улыбка» популярного не только в СССР, но и в Германии, и во Франции, на этикетке (что было одобрено Совнархозом) был помещен образ Е. М. Белоусовой.

На протяжении своего творчества Е. М. Белоусова создала целый ряд самых разных своеобразных характерных образов, одними из самых известных были роль Татьяны в оперетте Т. Гогавы «Евгений Онегин» и роль Ханумы в мюзикле Г. Канчели «Скандал в Авлобаре».

 

Театральные работы Е.М. Белоусовой:

Стелла - «Вольный ветер» И. Дунаевского

Графиня Марица - «Марица» И. Кальмана

Фраскита - «Фраскита» Ф. Легара

Сильва - «Сильва» И. Кальмана

Анастасия - «Холопка» Н. Стрельникова

Катерина - «Роза ветров» Б. Мокроусова

Ганна Главари - «Веселая вдова» Ф. Легара

Розалинда - «Летучая мышь» И. Штрауса

Теодора Вердье – «Принцесса цирка» И. Кальмана

Цыганка - «Цыганский барон» И. Штрауса

Мари - «Продавец птиц» К. Целлера

Перикола - «Перикола» Ж. Оффенбаха

Анина - «Ночь в Венеции» И. Штрауса

Одетта - «Баядера» И. Кальмана

Мадлен - «Фиалка Монмартра» И. Кальмана

Няня, Татьяна Ларина - «Евгений Онегин» П. Чайковского[1]

 

[1] https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/328114/bio/