Провоторов Николай Сергеевич

(31.07.1918-16.02.1975)

Народный артист РСФСР (1971)

Заслуженный артист РСФСР (1957)

Заслуженный артист Татарской ССР (1954)

Лауреат Государственно премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1971)

 

Провоторов Николай Сергеевич родился в деревне Пальная, Бугульминского уезда, Самарской губернии 31 июля 1918 года. В 1936 году окончил Чистопольскую школу-десятилетку. С 1936 по 1939 год учился в Казанском институте инженеров коммунального строительства, с 1939 по 1941 год  работал артистом Казанского ТЮЗа. С 1941 по 1943 год учился в Сибирском автодорожном институте в г. Омске, и был артистом Омского областного драматического театра.  С 1943 по 1950 год работал в Ульяновском областном драматическом театре, с 1950 по 1952 год - в Московском государственном драматического театре имени Моссовета, с 1952 по 1963 год - артистом и режиссером в Казанском государственном Большом драматическом театре имени В.И. Качалова, с 1963 по 1968 год работал в Ростовском государственном драматическом театре имени М. Горького, а с 1968 по 1975 год в Краснодарском краевом драматическом театре имени М. Горького.

За время работы в Краснодарском драматическом театре имени М. Горького Н.С. Проворотов стал одним из ведущих и интереснейших мастеров сцены «Актер высокого интеллекта, вдумчивый и требовательный к своему творчеству, большого сценического обаяния»[1]. «Образ Владимира Ильича в исполнении Проворотова – это замечательное явление в советском театре. Артисту удалось не только интонационное своеобразие речи Ильича, что конечно, тоже существенно, но и избегнуть каких бы то ни было специфически театральных ритмов и интонаций – удивительна простота игры Проворотова! Очень помогло Проворотову то, что несколько лет назад в содружестве с режиссёром Е. Простовым он создал образ Володи Ульянова в пьесе И. Попова «Семья». Тогда актер от изучения облика взрослого Ленина шел к юному Ульянову. Теперь образ В.И. Ленина в «Третьей, патетической создавался увереннее и ограниченнее. Наиболее сильным в игре Проворотова является сочетание двух ленинских качеств – силы мысли и простоты, душевности. Обаяние проворотовского Ленина – это обаяние интеллекта. Ленин думающий, Ленин радующийся, Ленин страдающий, Ленин ищущий решение, ищущий точное выражение своей мысли, а не выступающий с готовыми формулами, - таков великий вождь в исполнении Проворотова. …»[2]. Как писали современники, когда играет Н.С. Проворотов, зрители забывали, что перед ними актер. Ему удавалось впечатляюще раскрыть переживания и раздумья своего героя.

 

Театральные работы Н.С. Провоторова:

«Рассвет над Москвой» А. Сурова, «Модная лавка» И. Крылова, «Забавный случай» Гольдони и «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега - в Московском театре им. Моссовета.

Петр («Мещане» М. Горького) и Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского) - Ульяновский театр.

Муса Джалиль («Бессмертная песнь» Р. Ишмурата) - Казанский Большой драматический театр.

Давыдов («Поднятая целина» по М. А. Шолохову) и Литвинов («На диком бреге» по Б. Н. Полевому) - Ростовский-на-Дону театр.

 

Краснодарский театр:

Ленин - «Незабываемые годы» Н. Погодина.

Питирим - «Старик» М. Горького.

Председатель колхоза Плетнев - «Солдатская вдова» Н. Анкилова.

Академик - «Единственный свидетель» А. и П. Тур.

Виктор - «Варшавская мелодия» Л. Зорина.

Яков - «Яков Богомолов» М. Горького.

Ленин - «Третья патетическая» Н. Погодина.

Будулай - «Цыган» по А. В. Калинину.

Бармин - «Человек и глобус» В. В. Лаврентьева[3].

 

[1] ГАКК. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 266. Л. 1.

[2] Сечин В. Перемена//Театр. 1959. №5. ГАКК. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 266. Л. 1-2.

[3] Электронный ресурс: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/242743/bio/. Дата обращения 12.09.2019.