АРМАВИРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР М.И. МИСОЖНИКОВА


Уже в конце 1870-х гг. иногородние жители начинают устраивать в Армавире любительские спектакли.  Для этих целей нанимались помещения частных лиц. В это же время в селе появляются первые заезжие артисты. Выступления гастролирующих трупп чаще всего проходили в зале клуба Общественного собрания. Несмотря на то, что сценическое искусство пользовалось большой популярностью, в Армавире очень долго не было специального театрального здания. Только в 1908 году на средства богатого местного промышленника, владельца машиностроительного и маслобойного заводов, Михаила Иосифовича Мисожникова на оживленной центральной улице Почтовой (ныне это место по ул. Ленина между домами № 101 и 103) возводится драматический театр.  Появление этого просветительного учреждения имело значение не только для Армавира, но и ознаменовало собой начало новой эпохи в культурной жизни гораздо более обширного региона. Театр М.И. Мисожникова стал первым в Кубанской области зимним стационарным драматическим театром. Вскоре, в сентябре 1909 года свой большой зимний театр начал действовать и в Екатеринодаре.

Торжественное освящение нового «храма искусства» состоялось в первых числах декабря 1908 года.  Об этом событии в екатеринодарской газете «Новая заря» сообщалось:

«До сего времени все спектакли, концерты и вечера устраивались в зале общественного собрания на неприспособленной для этой цели сцене. Теперь все это найдет приют в новом театре г. Мисожникова, устроенном применительно ко всем требованиям сцены… Зрительный зал театра имеет 32 на 15 арш., сцена 12 на 16 арш. Вместимость 700-800 чел. Театр удобен и, можно сказать, даже комфортабелен. Правда, буфет и фойе маловаты в сравнении с зрительным залом, но зато все сделано изящно и с большой долей вкуса. Стены и потолки везде расписаны красками (работа художника В.П. Вейдовского), отопление паровое. Освещение электрическое от собственной станции. В противопожарном отношении – театр также устроен хорошо. Электрические провода, во избежание случайностей, проложены по тонким медным трубкам, водопроводная магистраль проведена от главной трубы… Сцена также необижена благоустройством. Имеется много обстановочной мебели, декораций, все потребные для сцены технические приспособления и машины для световых и звуковых эффектов. Уборные для гг. артистов также удобны и хорошо оборудованы. В общем, по мнению многих, армавирский театр мог бы сделать честь даже некоторым губернским городам».

Появление в селе собственного драматического театра не было обойдено вниманием и столичной прессы. Так, в журнале «Театр и искусство» сообщалось:

«Армавир. Здесь открылся театр, выстроенный компанией предпринимателей во главе с М.О. Мисожниковым. Помещение театра узкое, с низкими потолками, но отделано со вкусом, с небольшим фойе, буфетом и столовой и электрической вентиляцией. Вместимость театра 700-900 человек…».

Театр М.И. Мисожникова представлял собой замечательный памятник модного тогда стиля модерн. Особенностью здания была «изломанная» линия уличного фасада, где ризалиты тектонично выявляли его планировочную композицию. Внешний облик сооружения отличался богатой пластикой и «напряженным» высотным силуэтом.  На фасаде были изображены трагические и комические маски, подчеркивавшие функциональное назначение объекта.

Первый артистический сезон в первом на Кубани зимнем стационарном театре открылся 4 декабря 1908 года спектаклями украинской труппы под управлением антрепренера П.В. Прохоровича.  Уже к середине декабря здесь были поставлены пьесы М.Л. Кропивницкого: «Дви семьи», «Сорочинский ярмарок» и «Суета».  После завершения гастролей П.В. Прохорович остался в Армавире на должности администратора театра.

Этот человек внес поистине неоценимый вклад в дело становления и популяризации профессионального сценического искусства в Армавире. Павел Васильевич Прохорович родился в 1871 или в 1872 году. На сцене он стал выступать с 1895 года. Первоначально П.В. Прохорович в составе малороссийских трупп гастролировал по провинциальным театрам России, а впоследствии (не позже 1908 г.) возглавил собственный коллектив украинских артистов. Помимо актерской и антрепренерской деятельности он занимался драматургией. Сегодня известна пока только одна написанная им в дореволюционный период пьеса «З-пiд вiнця в труну» («Из-под венца в гроб»). Как отмечал в 1925 году сам П.В. Прохорович, театральное искусство было единственным делом его жизни.

В 1908 году Павел Васильевич приехал в Армавир, и уже к сентябрю он занял должность администратора еще строившегося зимнего театра М.И. Мисожникова.  Скорее всего, украинский антрепренер появился здесь по приглашению владельца театра, с которым его наверняка связывали дружеские узы. К моменту открытия театра в Армавир прибыли и артисты коллектива П.В. Прохоровича. Первый зимний сезон в театре М.И. Мисожникова оказался весьма удачным как с точки зрения успеха у публики, так и в материальном отношении. В журнале «Театр и искусство» сообщалось:

«Армавир. С 4 декабря 1908 г. по 8 февраля 1909 г. труппой г. Прохоровича дано 59 спект. вечерних и 13 утренних, всего взято 20.409 р. 12 коп., на круг по 283 р. 46 к. Чистого заработка около 4000 рубл. по уплате жалованья и вечерового расхода. Антрепренерскую деятельность г. Прохорович прекратил и служит администратором Армавирского театра, куда подписал контракт на 3 года».

Благодаря П.В. Прохоровичу армавирцы могли познакомиться с самыми различными драматическими коллективами, которые приглашались им в театр. В сценическом репертуаре заметное место занимала украинская тематика. Так, зимний сезон 1909-1910 гг. открылся представлениями большой труппы Б.А. Бродерова, состоящей из 70 человек.  В числе сыгранных артистами произведений были популярные украинские оперетты «Запорожец за Дунаем», «Наталка полтавка» и ее продолжение «Свадьба Терпелыхи с Возным» и др.  Вскоре коллектив Б.А. Бродерова сменила труппа известного антрепренера П.И. Серова.  С 1 октября 1910 года театр М.И. Мисожникова был снят на всю зиму антрепренером А.А. Кравченко, под руководством которого выступали 19 артистов.  В Армавире, на ул. Атамановской, П.В. Прохорович приобрел домовладение и, примерно в 1911 году, выстроил здесь два одноэтажных кирпичных дома.  Самый большой особняк, высотой почти в 7,5 метров, сохранился до наших дней (ул. Маркса, 46). И сегодня на его дверях, под толстым слоем облупившейся краски, можно увидеть рельефное изображение солнца, распростершего во все стороны причудливо изогнутые лучи.

Вскоре П.В. Прохорович решил возобновить антрепренерскую деятельность. 21 июля 1910 года в газете «Новая заря» появилась заметка о том, что на 1911 г. Павел Васильевич «формирует украинскую труппу в компании с дирижером труппы Гайдамаки Леванковским». Скорее всего, именно в 1911 году П.В. Прохорович оставил пост заведующего театром и во главе украинской труппы отправился в гастрольную поездку по провинциальным городам России.

После отъезда П.В. Прохоровича новая администрация театра не смогла найти артистов, готовых отыграть целый сезон. Представления здесь стали носить нерегулярный и даже случайный характер. Из-за отсутствия постоянной труппы 7 ноября 1912 года помещение театра М.И. Мисожникова было сдано в аренду под кинематограф «Новый театр Гранд-Электро», принадлежавший К.А. Шредеру и наследникам М.А. Рыжикова.  Местные ценители сценического искусства пришли в уныние, констатировав, что Армавир лишился своего театра. В селе стали появляться различные инициативы строительства нового  «храма Мельпомены». Однако театр М.И. Мисожникова не утратил своей изначальной функции. Его зал по-прежнему снимали приезжавшие в Армавир артисты, однако их гастроли продолжались теперь всего несколько дней, а в лучшем случае – 2-3 недели.

Так, по неполным сведениям, в течение 1913 года в театре М.И. Мисожникова выступали следующие коллективы: в январе – труппа Кисловодского Курзала под управлением И.П. Гогина; в феврале – Товарищество опереточных артистов под управлением И.П. Коганова и при участии «примадонн» А.И. Веретенниковой и А.Г. Табаровой; в том же месяце – Миланская итальянская опера под управлением бр. Гонсалец; в мае – лирический тенор А. Акопян при участии исполнительницы цыганских романсов Н.С. Алтунджи; в августе – труппа «Веселого театра» при участии писателя и артиста Московского театра Корша В.В. Рамазанова; в сентябре – труппа полного ансамбля Тифлисского казенного и Самарского городского театров под управлением Н.Д. Лебедева; в октябре – труппа артиста Санкт-Петербургского Малого театра М.С. Кожевникова при участии К.А. Яновской; в ноябре – труппа Кисловодского Курзала под управлением И.П. Гогина; в декабре – Киевский ансамбль художественной драмы дирекции А.Н. Морской и в этом же месяце – полный состав Ростовского Асмоловского и Екатеринодарского театра О.П. Зарайской под общим управлением Н.И. Собольщикова-Самарина. 

В 1914 году театр был приобретен крупным местным купцом С.П. Меснянкиным, который провел здесь капитальный ремонт. 3 ноября 1914 года новый владелец предоставил в бюро Русского театрального общества следующие сведения:

«Театр вмещает до 600 человек; имеется 26 рядов в партере по 20 стульев в каждом ряду; 18 лож 4 стула в каждой и балкон, вмещающий до 50 чел.; в общем сбор достигает до 700 р.».

Зал армавирского театра был невелик, что вызывало среди обывателей массу острых шуток. В одном из едких газетных фельетонов 1914 г. говорилось: 

«Есть театрик здесь убогий,

На чулан скорей похожий,

Коль случайно забредешь,

Рад будь, если цел уйдешь.

Там, брат, боксом угощают,

Платье боем добывают,

Обдирают очень ловко.

Не театр, - а мышеловка».

Впрочем, несмотря на все недостатки, армавирцы очень любили свой театр. Во время спектаклей в зале редко оставались свободные места. С аншлагом проходили здесь гастроли всероссийской любимицы, исполнительницы романсов А.Д. Вяльцевой, певицы Н.В.Плевицкой, артистов Роберта Адельгейма, Павла Орленева, Виктора Петипа и Витольда Полонского, балерины императорских театров Екатерины Гельцер, поэта Николая Клюева, армянских драматических трупп под управлением О. Абеляна, А. Шаэна, А. Арменяна и других коллективов. На подмостках театра выступали местные и приезжие музыканты. Так, 9 октября 1915 года тут играла талантливая пианистка и композитор Ирина Энери.  4 ноября того же года в театре С.П. Меснянкина состоялся концерт известного петроградского струнного квартета имени герцога Мекленбургского в составе К. Григоровича (1-я скрипка), Н. Кранца (2-я скрипка), В. Бакалейникова (альт) и С. Буткевича (виолончель). Заполнившие театральный зал армавирцы с замиранием сердца слушали божественную музыку, исполнявшуюся на инструментах знаменитого итальянского мастера Гварнери.

В марте и апреле 1915 года вместе со своими артистами в театре С.П. Меснянкина вновь гастролировал П.В. Прохорович. О репертуаре представлений можно судить по следующему газетному объявлению тех дней:

«Спектакли украинской труппы П.В. Прохоровича: В понедельник 23 марта днем: «Ой, не ходы Грыцю, та на вечерныци»; вечером: с участием артистки А.В. Шевченко «Нещасне Кохання». Во вторник 24 марта днем: «Сватання на гончаривци». В среду 25-го марта днем: «Невольник»; вечером: 1. «Майска ничь», 2 «Как русский немцу задал перцу». В четверг 26 марта «Хмара».

Армавирцы с восторгом приветствовали своего старого знакомого, неизменно собиравшего полный зал. О судьбе первого руководителя армавирского театра после Октябрьской революции 1917 года известно очень мало. В период гражданской войны и в последующие годы он продолжал гастролировать по стране в составе трупп украинских артистов. Последние сведения о П.В. Прохоровиче относятся к 1925 году, когда он безуспешно пытался вернуть муниципализированный у него в Армавире дом.  

В 1915 году в театре С.П. Меснянкина наконец-то появляется постоянная труппа, выступавшая здесь вплоть до революции 1917 года. 17 октября 1915 года новый зимний сезон был открыт спектаклями «Современного театра миниатюр» Л.П. Баушева и Б.В. Радова. Этот коллектив, состоявший из 25 человек, возглавлял опытный антрепренер и артист М.И. Судьбинин, который до этого несколько лет подряд держал труппу в Ставрополе.  При «Современном театре миниатюр» имелся собственный струнный оркестр под управлением дирижера М.И. Соколова. Программа выступлений труппы была самой разнообразной, но преобладающими в ее репертуаре являлись жанры оперетты, фарса и комедии.  Администратором театра С.П. Меснянкина работал А.Г. Фонштейн.

Большим успехом у армавирцев пользовались сценические представления самодеятельного коллектива Первого общества любителей драматического искусства. Это объединение было основано в 1908 году с целью «широкого распространения эстетического образования среди населения».  В старом здании 2-го училища Общества попечения о детях на западной окраине селения «любители» оборудовали собственный театр (ныне на этом месте дом по ул. Ленина, 28). Несмотря на оторванность от центра, армавирская публика охотно посещала этот скромный «храм искусства», который терпел убытки лишь в пору распутицы.  В начале 1916 года театральное общество при содействии городской управы переходит в самый центр Армавира, где в особняке коренного купца С.Я. Шахназарова любители открывают большой «Новый театр», действовавший вплоть до революции 1917 года (ныне на этом месте дом по ул. Кирова, 56).

 

 

Репортаж об открытии театра М.И.Мисожникова в Армавире в 1908 г.: Новая заря. Екатеринодар, 1908. № 652.